MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01C8CAE8.89707090" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer. ------=_NextPart_01C8CAE8.89707090 Content-Location: file:///C:/077E7DD3/file0259.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
=
&nb=
sp;
=
&nb=
sp; кандида=
;т
филолог. нау=
082; Евген=
ий
Никольский
i=
7;ергей
Есенин межд
=
91;
Царем земны
=
84;
и Царем небе=
089;ным.
Господь
просвещает
своей
благодатью
великих
художников,
озаряет
поэтов, и
судьба кажд
=
86;го
из них –
своего рода
проявление
вечной
красоты в
нашем
дольнем,
падшем, мире,
в котором
порою лепот
=
72;
небесная
замутняетсn=
3;
паутиной
страстей,
трагическиm=
3;
ошибок и
горестных
явлений
жизни земно
=
81;.
Сергей
Есенин
воплотил в
своём
творчестве,
пожалуй, все
противоречl=
0;я
трагическоk=
5;о
века: в нем
«соединилоl=
9;ь»
благоговейl=
5;ое
преклонениk=
7;
пред семьей
Государя с
красным
шабашом,
любовь к
природе
исконно
русской
земли с
евразийскиl=
4;
движением н
=
72;
восток,
покаяние и
любовь к
Богоматери
=
89;
кабачным
угаром и
шалостями
запретной
«любви».
Трагическаn=
3;
смерть от ру=
082;
агентов КГБ,
спровоцироk=
4;анная
Лейбой
Троцким,
стала
искуплениеl=
4;.
Но главное, ч=
1077;м
значим для
всех нас
«рязанский
соловей» – это
всенароднаn=
3;
любовь к его
великолепнm=
9;м
стихотвореl=
5;иям
и поэмам.
По
мнению
литературоk=
4;еда
Ю.Л.
Прокушева, «=
055;ротиворечи&=
#1103;
во взглядах =
080;
творчестве
Есенина
являлись
глубоким и
серьезным
отражением
=
74;
его душе
действителn=
0;ных
явлений
жизни. Не
надо сглажи
=
74;ать
противоречl=
0;я
Есенина, не
надо выпрям
=
83;ять
его
жизненный
путь. Этого
нельзя
делать даже
при самых
благих
намерениях. =
054;тнять
у Есенина ег=
086;
противоречl=
0;я,
драматизм,
умолчать о
некоторых
произведенl=
0;ях,
а другие, нао=
1073;орот,
выпячивать R=
11;
это значит
обокрасть и
поэта, и
самих себя».
Как
писал
современниl=
2;
Поэта,
писатель- эм=
080;грант
Георгий
Иванов:
«Есенин –
типичный пр
=
77;дставитель
своего
народа и
своего
времени. За
Есениным
стоят
миллионы
таких же, как
он,
безымянных
«Есениных» R=
11;
его братья п=
086;
духу
«соучастниl=
2;и-жертвы»
революции…
судьба
Есенина – их
судьба, в его
голосе
звучат их
голоса….На
любви к
Есенину
сходятся и
шестнадцатl=
0;летняя
комсомолка
=
80;
пятидесятиl=
3;етний
белогвардеk=
7;ц».
В самом
деле, в
предреволюm=
4;ионные
лета его сти=
093;и
читали и
крестьяне и
дворяне,
Царица- муче=
085;ица
Александра,
великая
княгиня Ели
=
79;авета
Федоровна, а
после
катастрофы 1917
года
большевистl=
9;кие
вожди –
Ленин,
Троцкий,
Свердлов,
Дзержинскиl=
1;
и Сталин.
Вся
жизнь
Есенина,
можно
сказать,
прошла межд
=
91;
Царем земны
=
84;
и Царем
Небесным. В
детстве
Сергей
вместе с
бабушкой
неоднократl=
5;о
совершал
паломничесm=
0;ва
в
прославленl=
5;ый
Иоанно-
Богословскl=
0;й и
Николо-Радо
=
74;ецкий
монастыри, в
их доме
останавливk=
2;лись
странники,
дед поэта в
селе
Константинl=
6;во
построил
часовню.
В 1915 году
Есенин
приехал в
северную
столицу, ему
удалось
установить
дружеские
отношения с
Александроl=
4;
Блоком,
Николаем
Клюевым,
знаменитымl=
0;
тогда и
сейчас
поэтами. Вои=
085;скую
службу
Сергей
Александроk=
4;ич с апрk=
7;ля
1916 года
проходил в
санитарном
батальоне
при
Царскосельl=
9;ком
лазарете. Ег=
086;
старший дру
=
75;
и
покровителn=
0;,
полковник
Ломан, предс=
090;авил
начинающегl=
6;
литератора
Августейшеl=
1;
Фамилии.
Как
пишет Поэт в
одной из
своих уже
послереволn=
2;ционных
автобиогрk=
2;фий:
«По
просьбе
Ломана
однажды
читал стихи
императрицk=
7;.
Она после
прочтения моих l=
9;тихов
сказала, чт=
086;
стихи мои
красивые, но
очень
грустные. Я
ответил ей,
что такова
вся Россия.
Ссылался на
бедность,
климат и пр.»=
i>.
Автор не
называет
имени
Государыни, =
072;
ведь их
фактически
=
90;огда
было две –
Александра
Федоровна и
вдовствующk=
2;я
Императриm=
4;а
Мария Федор
=
86;вна
– мать
Николая II. Вернее
всего, в
данном
случае речь
идет о встре=
095;е
с Марией
Федоровной.
Именно об
этом говори
=
90;ся
в
воспоминанl=
0;ях
Л.О.
Повицкого,
хранящихся
=
74;
Отделе
рукописей
Российской
Государствk=
7;нной
Библиотеки
=
74;
Москве. Они
полностью н
=
77;
были
опубликоваl=
5;ы.
Вот что пише=
090;
изучивший
эти воспоми
=
85;ания
в рукописи
известный
есениновед
В.А. Вдовин:
&laqu=
o;В
воспоминанl=
0;ях
Л.О.
Повицкого…
содержится
рассказ о
чтении
поэтом
стихов
матери Нико
=
83;ая
II,
вдовствующk=
7;й
императрицk=
7;
Марии
Федоровне.
Императрицk=
2;,
прослушав
стихи,
похвалила и
=
93;
и сказала
Есенину, что
он настоящи
=
81;
русский поэ
=
90;,
заметив при
этом: «Я
возлагаю на =
042;ас
большие
надежды. Вы
знаете, что
делается
сейчас у нас
в стране.
Крамольникl=
0;,
внутренние
враги
подняли
головы и сею=
090;
смуту в
народе. Вот в
такое время
патриотичеl=
9;кие
верноподдаl=
5;нические
стихи были б=
099;
очень
полезны. Я
жду от Вас
таких стихо
=
74;,
и мой сын был
бы им очень
рад. Я прошу
Вас об этом
серьезно
подумать…».
-
Матушка,
возразил ей Есени=
;н
,- да я пишу
только про
коров, еще
про овец и ло=
1096;адей.
О людях я не
имею писать.
h=
8;мператрица
недоверчивl=
6;
покачала
головой, но
отпустила
его с миром.=
i>
Встреча
Есенина с
вдовствующk=
7;й
Императрицk=
7;й
состоялась
=
74;
Александроk=
4;ском
дворце
Царского
Села. Это
великолепнl=
6;е
здание в
стиле строг
=
86;го
классицизмk=
2;
было
возведено в
1792-1796 годах по
проекту
выдающегосn=
3;
архитекторk=
2;
Джакомо
Кваренги.
Мария
Федоровна
подарила
Сергею
Есенину ико
=
85;у
святого
Сергия
Радонежскоk=
5;о.
Икона&nbs=
p;
ныне
хранится в
фондах мемо
=
88;иального
музея-запов
=
77;дника
на родине Ес=
077;нина,
в селе
Константинl=
6;во
Рязанской
области.
Покрови=
;тель
юного поэта,
полковник
Ломан, назна=
095;енный
начальникоl=
4;
лазарета № 17, с
середины
июля начал
привлекать
Есенина к уч=
072;стию
в концентра
=
93;
лазаретах
Царского
Села. Высоко
ценя
поэтическиl=
1;
талант
Есенина и чт=
077;ние
им своих
стихов, Лома=
085;
пригласил Е
=
89;енина
выступить н
=
72;
весьма
знаменателn=
0;ном,
ответственl=
5;ом
вечере в
честь
тезоименитl=
9;тва
(именин)
вдовствующk=
7;й
Императриm=
4;ы
Марии Федор
=
86;вны
и ее внучки
Великой
Княжны Мари
=
80;
Николаевны,
который
состоялся 22
июля 1916 года.
Далее
воспользуеl=
4;ся
воспоминанl=
0;ями
Юрия Ломана:
&laqu=
o;Часов
около
четырех к
лазарету
подъехал ог
=
88;омный
императорсl=
2;ий
«Делоне-де-Б=
077;львилль».
В машине
Императрицk=
2;
и четыре Вел=
080;кие
Княжны. Они
приехали
осмотреть
лазарет и
послушать
концентр.
Лейб-казак
открыл
дверцу и
помог
императорсl=
2;ой
семье выйти
из машины.
i=
4;деты
сегодня
Высочайшие
особы
изысканно.
Императрицm=
9;
не в костюме
сестры
милосердия, =
072;
в платье
своего
любимого
сиреневого
цвета.
Великие
княжны тоже =
074;
нарядных
платьях».
Осмотре=
;в
лазарет,
Великие
княжны
оставались
беседовать
=
89;
ранеными
офицерами, а
Императрицm=
9;,
по
приглашениn=
2;
жены Ломана
Ольги
Васильевны
(заведовавш
=
77;й
хозяйством
лазарета),
отправиласn=
0;
пить чай на
маленькой
балкончике,
выходящем н
=
72;
пруд у Феодо=
088;овского
Собора. За
это время в
самом больш
=
86;м
помещении –
столовой
лазарета и
прилагающеl=
1;
к ней
бильярдной
закончилисn=
0;
приготовлеl=
5;ия
к концентру.
В тот день
послушать в
=
99;ступления
артистов и
Есенина
пришли и сол=
076;аты-
санитары,
устроившиеl=
9;я
на
ступеньках
лестницы,
ведущей из
бильярдной
=
74;
столовую.
Вели
концентр
Сергей
Есенин и
Владимир Сл
=
72;дкопевцев.
Есенин
прочитал
приветствиk=
7; Императриц=
1072;м,
а затем
стихотвореl=
5;ие,
написанное
специально
=
82;
этому дню:
В
багровом
зареве зака
=
90;
шипуч и
пенен,
Березки
белые горят =
074;
своих венца
=
93;.
Приветс=
;твует
мой стих
младых
царевен
И
кротость
юную в их
ласковых
сердцах.
Где тенl=
0;
бледные и
горестные
муки,
Они томm=
1;,
кто шел
страдать за
нас.
Протяги=
;вают
царственныk=
7;
руки,
Благосл=
;овляя
их к грядуще=
081;
жизни час.
На ложе
белом, в
ярком блеск
=
77;
света,
Рыдает
тот, чью
жизнь хотят
вернуть.
И
вздрагиваюm=
0;
стены
лазарета
От
жалости, что
им сжимает
грудь.
Все
ближе тянет
их рукой
неодолимой
Туда, гд
=
77;
скорбь=
кладет
печать на лб=
091;.
О,
помолись,
святая
Магдалина,
За их
судьбу, за их
судьбу!
=
&nb=
sp; =
&nb=
sp;
(1916)
Трактуя
символичесl=
2;ий
смысл этого
стихотвореl=
5;ия
православнm=
9;й
литературоk=
4;ед
Ольга
Ефимовна
Воронова
пишет: Багро=
074;ое
зарево
заката в
данном
случае не
есть лишь де=
090;аль
вечернего
пейзажа. С
ранних
христианскl=
0;х
времен
багряный
(пурпурно-кр=
072;сный)
цвет
приобрел
двойственнm=
1;ю
семантику: с
одной
стороны он
был символо
=
84;
царской
власти, с
другой –
знаком
мученичестk=
4;о».
Можно
только
восхититьсn=
3;
прозорливыl=
4;
предвидениk=
7;м
Есенина
трагическоl=
1;
гибели
«младших
царевен», за
которых он
просил
помолиться
«святую Маг
=
76;алину».
Образ
«младых
царевен» в
виде горящи
=
93;
березок
венцах
оказался
пророческиl=
4;.
После
прочтения
стихотвореl=
5;ия
Есенин, по вс=
1077;й
видимости,
преподнес
лист Велики
=
81;
княжне Мари
=
80;
Николаевне.
Есть
предположеl=
5;ие,
что в ответ
на этот
подарок она
сняла со
своего золо
=
90;ой
перстень и
отдала его
Есенину. И
действителn=
0;но,
у Есенина
хранилось
кольцо, отли=
090;ое
из
червонного
золота, в
ажурную
оправу
которого
вкраплен
изумруд, а на
месте пробы
выбита
царская
корона. Этот
перстень Се
=
88;гей
Есенин в 1920
году подари
=
83;
своей
двоюродной
сестре Мари
=
80;
Ивановне
Конотоповоl=
1;-
Кверденевоl=
1;
в день ее
свадьбы в
Константинl=
6;ве.
А в 1916-17
годах
старшие
дочери
Николая II Ольга и
Татьяна
вместе с
Александроl=
1;
Федоровной
=
74;
форме сесте
=
88;
милосердия
оказывали
помощь
больным и
раненым в
госпитале, р=
072;змещавшемс&=
#1103;
в
Екатерининl=
9;ком
дворце, а мла=
1076;шие
– Мария и
Анастасия –
ежедневно п
=
86;сещали
лазарет № 17
своего имен
=
80;.
По молодост
=
80;
лет они
формально н
=
77;
могли
работать се
=
89;трами
милосердия,
но, чем могли,
помогали
больным и
раненым
воинам. Вот
что
вспоминал о
=
73;
этом один из
раненых
офицеров:
&laqu=
o;Первое
впечатлениk=
7;
о Великих
Княжнах ник
=
86;гда
не менялось =
080;
не могло
измениться,
насколько
они были
совершенныl=
4;и,
полными цар
=
89;твенного
очарования,
душевной
мягкости и
бесконечноl=
1;
доброжелатk=
7;льности
и доброты во
всем. У них бы&=
#1083;о
врожденная
способностn=
0;
и умение нес=
082;олькими
словами
смягчить и
уменьшить
горе, тяжест=
100;
переживаниl=
1;
и физически
=
77;
страдания
раненых
воинов. Все
царевны был
=
80;
чудесными
русскими
девушками,
полными
внешней и
внутренней
красоты».
Все это видел и Есенин. А был ли он знаком с Марией и Анастасией? Ответ мы находим в воспоминанl= 0;ях друга поэта М.П. Мурашова:<= o:p>
&laqu=
o;Полковник
Ломан часто
вызывал его =
082;
себе и учил,
как надо
держаться с
Императрицk=
7;й
Александроl=
1;,
если
придется сл
=
91;чайно
встретитьсn=
3;.
А в лазарете
они бывали ч=
072;сто…
Когда я
приехал во
второй раз к
Есенину, то
он мне
рассказал,
что
полковник
Ломан
представил
его
Императрицk=
7;,
а затем княж=
085;ам
Марии и
Анастасии.
Стихи
рязанского
поэта
царским
дочерям, а
младшая
Анастасия, п=
086;
воспоминанl=
0;ям
Н. Вольпин,
соизволила
беседовать
=
89;
поэтом, гуля=
103;
с ним по
Царскосельl=
9;ким
садам.
=
&nb=
sp;
Марфо - Мари=
1080;нской
обители
Москвы.
=
041;лагодаря
покровителn=
0;ству
полковника
=
44;.
Н. Ломана Сер=
1075;ей
Есенин и
Николай
Клюев были
приняты Свя
=
90;ой
благоверноl=
1;
княгиней в
Марфо- Марии=
085;ской
обители
Москвы. Их
творчество
Елизавете
Федоровне
понравилосn=
0;,
и по окончан=
080;и
вечера она
ещё долго
беседовала
=
89;
крестьянскl=
0;ми
поэтами. В
благодарноl=
9;ть
великая
княгиня
подарила
литератораl=
4;
по
экземпляру
Евангелия и
иконки
Покрова
Богоматери
=
80;
святых Марф
=
99;
и Марии,
покровителn=
0;ниц
её обители. А
работавший
тогда в
монастыре
известный
художник
Михаил
Нестеров – от&=
#1082;рытку
с изображен
=
80;ем
своей
картины
«Святая
Русь» и
надписью:
«Сердечный
привет
певцам
русской был
=
80;
и небыли от
Михаила
Нестерова».
=
55;оэтический
сборник
«Голубень» –памя=
;ть
о Святой
Руси.
Так
называли
сборник
стихотвореl=
5;ий,
который
готовил
Сергей
Есенин к печ=
072;ти
во время
военной
службы в
Федоровскоl=
4;
городке
Царского
Села. О
начале
работы над э=
090;ой
книгой
рассказывk=
2;л
в своих восп=
086;минаниях
друг поэта
Михаил
Павлович Му
=
88;ашев:
&laqu=
o;Это
было в июле 1916
года, спустя
год, как
появилась
первая книг
=
72;
стихов
Сергея
Есенина
«Радуница», =
080;
он работал
над второй
книгой=
-
«Голубень».
По
утверждениn=
2;
поэта
Георгия
Иванова, Есе=
085;ин
намеревалсn=
3;
посвятить
книгу
Царице-Муче
=
85;ице:
&laqu=
o;Есенин
представляl=
3;ся
Александроk=
4;не
Федоровне в
Царскосельl=
9;ком
дворце, чита=
083;
ей стихи,
просил и
получил от
Императрицm=
9;
разрешениk=
7;
посвятить е
=
81;
целый цикл в
своей новой
книге!
i=
8;еперь
лаже трудно
себе
представитn=
0;
степень
негодованиn=
3;,
охватившую
тогдашнюю «
=
87;ередовую
общественнl=
6;сть»,
всегда
обнаруживаl=
3;ось,
что «гнусны
=
81;
поступок»
Есенина не
выдумка, не
«навет черн
=
86;й
сотни», а
непреложныl=
1;
факт.
Бросились к =
045;сенину
за
объясненияl=
4;и.
Он сперва
отмалчивалl=
9;я.
Потом
признался.
Потом взял
признание
обратно.
Потом куда-т=
086;
исчез: не то
на фронт, не в
рязанскую
деревню <…>.
i=
0;нига
Есенина
«Голубень»
вышла уже
после Февра
=
83;ьской
революции.
Посвящение
Государыне
Есенин успе
=
83;
снять.
Некоторые
букинисты в
Петербурге
=
80;
в Москве
сумели,
однако,
раздобыть н
=
77;сколько
корректурнm=
9;х
оттисков
«Голубеня»
=
89;
роковым:
«Благоговеl=
1;но
посвящаю». В
магазине
Соловьева н
=
72;
Литейном
такой экзем
=
87;ляр
с пометкой
«чрезвычайl=
5;о
курьезно»
значился в
каталоге
редких книг&raq=
uo;
На этом окончились взаимоотноm= 6;ения Поэта с Августейшеl= 1; семьёй, посл= 077; 1917 года Есенин= ;, возможно, сохранил добрую память о Государыне = 80; Великих княжнах, однако достоверныm= 3; свидетельсm= 0;в об этом не сохранилосn= 0;.
=
=
Поэт во дн
=
80;
смуты и посл=
077;
(1917-1925).
Послед= 085;ий раз в Царско= 084; Селе после богослуженl= 0;я в Феодоровскl= 6;м Соборе Сергей Есен = 80;н выступал 19 февраля 1917 года, во время разог = 88;евшегося февральскоk= 5;о бунта проти = 74; законного боговенчанl= 5;ого монарха. Однако посл = 77; свержения Государя Поэт не нарушил сво= 02; клятву, данную по Уставу того времени «на Кресте Спасителя и святом Евангелии». Есенин отказался присягать Временному правительсm= 0;ву и покинул ряды вооруженныm= 3; сил. Как утверждал литературоk= 4;ед П. Ф. Юшин: Дезертировk= 2;в из армии, принявшей присягу Керенскому, Есенин посл = 77; Октябрьскоk= 5;о революции в Царском Сел = 77;, когда там не было ни Царя, ни Царицы, но группироваl= 3;ись и готовили монархичесl= 2;ие переворот верные Царю слуги. 14 декабря (по старому сти = 83;ю) поэт принимает … = 074; Федоровскоl= 4; городке присягу клятвенное обещание на = 074;ерность службы Царю&raq= uo;.
Как
известно,
Сергей
Александроk=
4;ич
в своей жизн=
080;
публично не
выражал
своего
личного
отношения к
Царю Никола=
02;
11.
По
мнению Ю.Л.
Прокушева:
Есенин
«первый пер
=
80;од
революции
встретил
сочувственl=
5;о,
но больше
стихийно, че=
084;
сознательнl=
6;».
Уже к началу
20-х годов Поэт
сумел трезв
=
86;
взглянуть н
=
72;
действителn=
0;ность
и раньше
многих свои
=
93;
современниl=
2;ов
отказаться
от ву=
льгарного
славословиn=
3;
революции.
Однако от
такой темат
=
80;ки
сразу и
бесповоротl=
5;о
отойти ему
было тяжело.
По
словам
ведущего
российскогl=
6;
есениноведk=
2;,
профессора
Ольги
Ефимовны
Вороновой, а=
074;тора
уникальноl=
1; и
непревзойk=
6;енной
монографиl=
0;
«Сергей
Есенин и
русская
духовная
культура»: «
То, что в его
стихах исче
=
79;ла
эстетика
христианскl=
6;й
образности,
столь
характернаn=
3;
для раннего
этапа творч
=
77;ства,
и
«богоборчеl=
9;кая»
риторика
революционl=
5;ых
поэм, значил=
086;
лишь, что
сокровеннаn=
3; духовная
жизнь
Есенина был
=
72;
напряженноl=
1; и
мучительноl=
1;».
Шир&=
#1086;ко
известные
строки Поэт
=
72;:
=
«Стыдно
мне, что я в
Бога верил,
=
Горько мне,
что не верю
теперь»,
двойственнm=
9;
по смыслу,
ибо, вполне
возможно, чт=
086;
они
создавалисn=
0;
для цензуры. =
1057;
большей
определеннl=
6;стью
он высказал
=
89;я
свой третье
=
81;
жене,
танцовщице
Айседоре
Дункан в 1922
году: « –
Большевикl=
0;
запретили
употреблятn=
0;
слово «Бог» =
074;
печати, ты
знаешь?
–