Словарь Яндекс.Лингво

БИОГРАФИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА:

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Родился 3 октября(нов.стиль)1895года в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).

Литературный дебют. Успех

С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке", членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение "Береза"). Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.
Служба в армии

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.

"Радуница"

Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта . В начале 1918 Есенин переезжает в Москву.
Имажинизм

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.
Айседора

Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Стихи последних лет

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления. В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Cнегина" и др. Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: "Русь Советская" "Русь уходящая". Намеченный еще в стихотворении "Сорокоуст" (1920) мотив состязания старого и нового ("красногривый жеребенок" и "на лапах чугунных поезд") получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя "каменное и стальное", Есенин все больше ощущает себя певцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь больше не нужна" (сборники "Русь Советская", "Страна Советская", оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.
Трагический финал

Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев" в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С.А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывавает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. По версии Виктора Кузнецова –книга « Есенин.Казнь после убийства»(2006 года издания.изд. дом Нева,Москва, Спб) на вокзале в Ленинграде поэт был арестован, 4 дня провел в пыточной по адресу: проспект Майорова дом №8/23 ,где и был убит. После тело перетащили по подвальному лабиринту в соседний «Англетер», гди и инсценировали самоубийство.
Дата гибели 27 декабря 1925 год.

Далее с интересными моментами жизни поэта вы можете ознакомиться в примечаниях к жизнеописанию, после чего можете прочитать житие Сергея Александровича-мученика Сергия Рязанского в духовном переложении в виде акафиста.
Акафист принадлежит к жанрам псалмодики- христианской духовной поэзии, продолжающей традиции ветхозаветных песен псалмов и новозаветных од.
Цель написания акафиста была показать Сергея Александровича с хорошей стороны в противовес лжи, клеветы, хулы и всей другой грязи, обрушивающейся на него при жизни и после смерти.

Акафист Мученику Сергию Рязанскому

Кондак 1

Избранный от Небеснаго Царя воспевати о правде Божией народу,
Ныне в лике мучеников предстоиши Царю Славы и молишися за Россию,
Ею же паче Рая Небеснаго возлюбил еси,* и о людех Российстих почитающих тя;
Моли избавитися нам от скорбей и напастей, да зовем ти:
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Икос 1

В день игумена Радонежского родивыйся,
во крещении имя его получивый,*
иерей бо матере твоея рече: Твой сын отмечен Богом.**
Мы же воспеваем ти:
Радуйся, при живой родительнице сиротство познавший,************
Радуйся ,на воспитании у родителей матери бывший,
Радуйся, Российстии монастыри в отрочестве посетивший,***
Радуйся, отцом матери в вере наставляемый,****
Радуйся, службу Божию и пение любивший,*****
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 2
Кормилец престарелым родителем был еси,
всех любовию покрывая,
обидчикам прощение и помощь тайно подавал еси
заповедь Христову исполняя
воспевал еси Богу :Аллилуия.

Икос 2

Благословение имевый стихарь носити
на Божественней службе шестопсалмие возглашал еси гласом своим людем.
дабы слышали слово Божие .
Мы же вопием ти:
Радуйся, псаломщиком служивый,*
Радуйся, до смерти с Библией не разлучавыйся,**
Радуйся, все на память Святое Писание знавый,***
Радуйся, обретший жемчужину родного слова,****
Радуйся, обреченный на заклание за Россию, за Иерусалим сошедший с неба,*****
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 3
Внешностию ангельскою в ярость приводил завистников дара твоего,*
не сокрыл еси талант от Бога данный в землю.
но преумножил его на поприще служения людем Божиим словом.
Мы же удивляющеся дарованию твоему вопием Богови:: Аллилуия.

Икос 3

Любить всех людей призывающий:
преступников, лжецов, страдальцев, праведников
и угнетателей не клеймить позором,
а обнаруживать ласкою жизненные болезни людей…
Что мне блага мирския? - другу своему писавший.*
Мы же наставления твоя читающе вопием ти:
Радуйся, сердцем своим не лгавший,
Радуйся, чистоту души своея покаянием сохранивший.
Радуйся, ночами в молитве к Богу возносивыйся,
Радуйся ,яко свеща на подсвещнике горящая,
Радуйся, освещающий безлиственные души**
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 4
В Царстем Селе пребывая,
в санитарном батальоне воином служил еси.
Сподоблен был явитися пред Царственные мученицы
и им стихи своя читавый.
награжден бысть от земной царицы часами златыми,
Любовию к Небесной Царице наполняемый
воспевал еси: Аллилуия.


Икос 4

Богородицу в стихах воспевающий *
и в покров Ея с рождения веривший **
решил себя узами семейными связати:
Не нашел единственной:
ту в которой тот же свет.
И которой в мире нет.***
Мы же воспеваем ти:
Радуйся, ласки материнския лишенный,
Радуйся, неудачи в семейной жизни терпевый,
Радуйся, Божью Матерь возлюбивый,
Радуйся, в сердце Господа носивый,****
Радуйся, безумием мнимым безумие мира обличил еси,*****
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 5

Всех милуя, и любя тварь бессловесную,
птиц Божиих хлебом в голод напитавший,
и другую тварь Божию жалеющий,
и животныя любляше тя безмерно
чистоту души твоея чувствуя,*
мы же поспеваем Богу:
Аллилуия.



Икос 5
В Феодоровом Соборе на Божественней службе
с семейством царским молился еси о спасении государтва Российскаго, *
ныне с Царственные мученики предстоиши престолу Царя небеснаго.
Мы же чаем тя, молитвенника о душах наших вопием ти:
Радуйся, добродетели своя скрывающий,
Радуйся, со смирением все принимающий,**
Радуйся, душею своею о небесах грустивший,***
Радуйся, к вратам Господним привести себя желавший****
Радуйся, достигший Царствия Небеснаго
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 6

Царю и отечеству на верность присягавый ,*
в декабре года семнадесятого
через осемь лет в той же день палачами терзаемый
воспевал еси Богу: аллилуия.

Икос 6

Смысл жизни своея открывая-
Божьей дудкой называл еси себя, *
мы призванию твоему удивляхуся вопием ти:
Радуйся, жизнь свою за песнь отдавший,**
Радуйся ,не имевший где главу преклонити,
Радуйся ,пиджачных бесов победивший,***
Радуйся, за правду страдавший,
Радуйся, поношения и клеветы не боявшийся,
Радуйся,мучениче Сергие, предивный песнословче.
.

Кондак 7

Путешествовый по странам дальним,
людскому безбожию удивляхуся *
веру во Христа Бога Нашего исповедовал еси, **
и тоскуя по России воспевал Богови песнь: аллилуия.

Икос 7

В лютую годину сорок тысящ иереев убиены быша,*
В лике мучеников пред Царем Небесным предстояще
Ты же другови Александру обретоша слугу Божьего
для молитв погребальных**
.мы же удивляхуся бесстрашию твоему
и вере в жизнь вечную вопием ти:
Радуйся, над могилой друга рыдавший,
Радуйся, где иерея обрести знавший
Радуйся, верящий в жизнь вечную
Радуйся, молитвою друга напутствовавший,
Радуйся, не могущий себя погубити
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.


Кондак 8

Страстьми боримый человек живый бяше,
слезное покаяние Богу ночами приносивый. *
И в стихах перед народом каяся,
воспевал, якоже псаломщик над родимой страной :аллилуия.**

Икос 8

Весь бе в Вышних, не имаши друзи среди людей,
а иному покорися Царству,*
главу златую на плаху возложивый, **
оскорбления, заушения, биения претерпел еси.
Мы же удивляхуся терпению твоему вопием ти:
Радуйся, жертва вечерняя Богу приятная,
Радуйся, яко благая мира сего презрел еси,
Радуйся, Яко богатство нетленное обрел еси,
Радуйся, в лик добропобедных мученик приятый,
Радуйся, аки добрый воин к воинам небесным сопричтенный,
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 9
Всякое наслаждение плотское возненавидев*, Сергие блаженне,
единаго Бога всем сердцем возлюбил еси
яко источника всякия благости,
тем же и Господь тя возлюби
и обильно щедроты своя на тя излия,
да мы к заступлению твоему прибегающе
и скорую помощь от тебе приемлюще
благодарственно вопием: аллилуия.

Икос 9

Ветии многовещаннии не довлеют
глаголати вся подвиги твоя ,благоутробне Сергие,
ибо доброта жития твоего сокрыта была от очес человечестих,
обаче мы любовию к тебе побуждаеми,
дерзаем смиренно хвалити тя пением таковым:
Радуйся, страны нашея благодатное украшение,
Радуйся, любящих и чтущих тя пред Богом ходатаю,
Радуйся, обидимых добрый заступниче
Радуйся, ревновавший о даре пророчестем,*
Радуйся, Иеремии Пророку сопесенниче**
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 10

Буйствовал немало гневом
Богохульныя стихи Демьяна Бедного читавый
и ничтоже сумнящеся написал ответ «евангелисту»,
посрамляя хуления его,
страдания же Христовы величая
в безбожной России воспевал еси Богови: Аллилуия.

Икос 10

Желание имевый умрети под иконами в русской рубашке,
не сподобился еси сего,
за грехи народа тяжкие, за неверие в благодать,*
обагрил еси кровию своею и приял венец мученика
из руки Сына Божия, тем же вопием ти:
Радуйся , не склонивший главы пред палачами,**
Радуйся , в темницех томившийся,
Радуйся , на Голгофу возшедый,***
Радуйся , яко имя твое очищено от скверны,
Радуйся , любимый народом своим,
Радуйся , вся Россия память твою празднует,
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 11

Любовию людскою при жизни озаряемый,
Завистником-Боговидцем нарицаемый,*
гонителями притесняемый.
По убиении твоем, оклеветан быша властителями богохульными
и к самоубийцам тя сопричтоша.
люди же мучеником тя почитающе,
сохраняше в тайне портреты и стихи твоя
воспевая Богу :Аллилуйя.

Икос 11

Воздал Господь отмщение за смерть твою убийцам,
вси страшную гибель прияша и во ад снидоша.*
Мы же память твою празднующи воспеваем:
Радуйся, любимиче всенародный,
Радуйся, поэзии великий Златоуст.
Радуйся, «монах» прозвище имевый,**
Радуйся, за Россию душею болевый,
Радуйся, закланию своему ,***
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.


Кондак 12

Лики мученик за тобой приидоша,
за стихи твоя и песни по темницам терзаемы.
отовсюду гонимые, расстреляны быша.
С тобою в Небесном Царствии воспевают Богови: Аллилуия.

Икос 12
Воине добрый Христов, вся жизнь твоя борение бысть,
каждый день карабкался ты в небо,
каждый день срывался падая в пасть заката, *
мы же грешнии тя почитающе вопием ти:
Радуйся, для Райского сада рано созревший
Радуйся, Господа узревший
Радуйся, венец прияша нетленный
Радуйся, мучителей низложил еси,
Радуйся, сокрушиша демонов немощныя дерзости**
Радуйся, мучениче Сергие, предивный песнословче.

Кондак 13

Светлый ангел земли Россистия бысть;
немолчными усты своими правду возглашающий народу,
земным житием своим страдания претерпевый.
ныне же в Небесном Иерусалиме радуешися
и вопиеши Богу: Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Сей кондак глаголи трижды, затем икос 1 и кондак 1
Молитва
О, блаженне Сергие, Рязанский песнословче!
Буди заступниче стране нашея пред Господем,
вознеси благомощную свою молитву
за людей в пианстве и блуде погибающих
и другими страстями снедаемых
за верных внешнее благочестие соблюдающих-
дабы познали суть жизни христианския
и стяжали любовь нелицемерную.
Господа в сердце своем носивый,
помолись и за нас пред Престолом Небеснаго Владыки
да избавимся от всяких зол покаянием.
Тя же, мучеником почитающе вопием:
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Примечания к акафисту мученику Сергию Рязанскому:

Кондак1

* «Если крикнет рать святая
брось ты Русь, живи в раю,
Я скажу не надо рая!
Дайте Родину мою!» С.А.Есенин.

Икос 1

*День рождения Сергея Александровича 3 октября по новому стилю (1895 год)
День игумена Сергия Радонежского, в честь которого и был назван поэт.

Малоизвестный факт, что в царском селе, в день рождения-21 сентября( по ст. стилю)1916 года Великая Княгиня Елизавета Федоровна(прославленная в лике святых) подарила ему
Серебряную икону с изображением Сергия Радонежского, серебряный крест и Евангелие.
«Я сочинять стал рано, лет девяти, -вспоминал поэт, - но долгое время сочинял только духовные стихи…» Стр 10. из книги Е .Наумова «Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха.» Лениздат 1973 год
** « был у нас праведный человек в селе ,отец Иван .Он мне и говорит: твой сын отмечен Богом.» Татьяна Федоровна Есенина. стр 61 книга «Не жалею ,не зову, не плачу»Москва. издательство ЭКСМО 2005.
***см.автобиографии поэта.
****см. письмо деду в стихах, см. примечания к икосу2
****************Рос мальчонка без материнской любви….Софья Виноградская вспоминала в 1926 году со слов поэта: «Мать свою он в детстве принимал за чужую женщину и когда она приходила к деду, где жил Есенин, и плакалась на неудачи в семье, он утешал ее: «Ты чего плачешь? Тебя женихи не берут? Не плачь, мы найдем тебе жениха.».Сергей, не видя матери и отца привык считать себя сиротою. Сиротство при живых родителях, безусловно, сказалось на его душевном облике. Стр 26-27 книга братьев Куняевых «Сергей Есенин. Жизнь замечательных людей».издание Москва.
Молодая гвардия. 2005 год

Кондак 2
Сергей Александрович высылал деньги в деревню родителям,(которые его не воспитывали!),на его деньги был построен новый дом в Константиново, когда старый сгорел.
В письмах из за границы С.А. Есенин просил Анатолия Мариенгофа помогать денежно сестре ,но приехав Сергей Александрович узнал, что сестра его помощи от Мариенгофа не получала,
был очень обижен на своего «друга».Позднее простив его, просил знакомую выслать тайно денег нуждающемуся Мариенгофу с условием, чтобы Мариенгоф не знал, что деньги от Есенина.

Икос 2
* из воспоминаний Е.М. Хитрова-учителя русского и литературы
в Спас-Клепиковской школе,где учился С.А.Есенин(из книги "Воспоминания о Сергее Есенине"1975год изд.Московский рабочий)стр 100
....наравне со всеми ходил ко всенощным, обедням, наряжался в стихарь, читал шестопсалмие.
Церковную службу и пение любил, хотя сам пел плохо....

**известно что Есенин не расстался с Библией( после смерти Галина Бениславская передала сестре Шуре) стр251 книги Виктора Кузнецова «Есенин.Казнь после убийства».2006год издания.изд. дом «Нева» Спб,Москва.

*** Из воспоминаний Матвея Ройзмана -<<Все, что помню о Есенине>> Москва 1963-1970гг.
Книга-<<Живой Есенин>>антология. Санкт -Петербург. Амфора 2005 стр375

…Сергей стал говорить о своем детстве, о родителях, о сестрах. Затем о своем деде
Федоре Андреевиче Титове, который читал ему Библию, книгу пророков, Как он, Сергей, любил ее пафос, образы.
Прочел на память отрывок из <<Экклезиаста>>…….
…Есенин откинулся на спинку дивана, зажмурил глаза и с наслаждением прочитал великолепные места из<<Песнь песней>>.

****,*****см.далее письмо Н. Клюева С.А. Есенину (примечание к Икосу 6)

Кондак 3
*из воспоминаний Бермана: «… А на тахте, лицом кверху, лежал хозяин…Сережа Есенин в своем прежнем ангельском обличье..»стр112 Книга Виктора Кузнецова «Есенин.Казнь после убийства».2006год издания.изд. дом «Нева» Спб,Москва.

Икос 3

*из письма С.А. Есенина Г.А.Панфилову 23 апреля 1913год

...Да, Гриша люби и жалей людей, и преступников, и подлецов, и лжецов ,и страдальцев,
и праведников. Ты мог и можешь быть любым из них. Люби и угнетателей и не клейми позором,
а обнаруживай ласкою жизненные болезни людей. Не избегай сойти с высоты, ибо не почувствуешь низа и не будешь о нем иметь представления. Только можно понимать человека, разбирая его жизнь
и входя в его положение. Все люди -одна душа. Истина должна быть Истиной, у нее нет доказателств ,а за ней нет границ, ибо она сама есть Альфа и Омега. В жизни должно быть искание и стремление,без них смерть и разложение...
Живи так ,как будто сейчас должен умереть, ибо это есть лучшее стремление к Истине.
Счастье-удел несчастных, несчастье-удел счастливых. Ничья душа не может не чувствовать
своих страданий, а мои муки- твоя печаль, твоя печаль- мои терзанья...

** ваших душ безлиственную осень
мне нравится в потемках освещать …(исповедь хулигана)С.А. Есенин

Кондак 4
«…В 1916 году в день именин великой княжны Марии Николаевны(22 июля) в одной из комнат офицерского лазарета состоялся концерт. Вели концерт Есенин и Сладкопевцев. Кроме того Есенин читал свои стихи. На концерте была императрица и все четыре великие княжны. За участие в концерте Есенин получил золотые часы с гербом и цепочкой…»
стр 181 «Феодоровский Городок» Ю.Д. Ломан из книги «Воспоминания о Сергее Есенине»
издательство «Московский рабочий»1975 год

Икос 4
* Не стану никакую
Я девушку ласкать.
Ах, лишь одну люблю я,
Забыв любовь земную,
На небе Божью Мать.

В себе я мыслить волен,
В душе поет весна.
Ах, часто в келье темной
Я звал ее с иконы
К себе на ложе сна.

И в час, как полночь било,
В веселый ночи мрак
Она как тень сходила
И в рот сосцы струила
Младенцу на руках.

И, сев со мною рядом,
Она шептала мне:
"Смирись, моя услада,
Мы встретимся у сада
В небесной стороне".
<1918>С.А. Есенин

**Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров.
1914 С.А. Есенин
*** (стих. Вижу сон,дорога черная):
Светит месяц. Синь и сонь.
Хорошо копытит конь.
Свет такой таинственный,
Словно для Единственной —
Той, в которой тот же свет
И которой в мире нет.
2 июля 1925
**** Покоюся сладко
Меж росновых бус;
На сердце лампадка,
А в сердце Исус.
<1915>

**** из тропаря святой Ксении Блаженной( юродивой)

Есенин – это главный юродивый нашей литературы – «юродивый» не в оскорбительно-пренебрежительном, а в высоком, религиозном смысле этого слова – можно сказать, Василий Блаженный двадцатого века, потому что все эти публичные демарши и дебоши были, если вдуматься, не более чем дымовой завесой, благодаря которой Есенину, как ему казалось, было проще совершать свою миссию – и совершать её, так сказать, методично и сосредоточенно.
Топос.-литературно философский журнал.Статья Ольги Газизовой « Есенин: судьба, образ, миссия» от17 ноября 2005 года.
« Хулиганю я ровно настолько, чтобы люди думали, что я пишу о себе , а не о них…»
С.А. Есенин.
Кондак 5
.Н.Вержбицкий
«Наши младшие братья»
(отношение Есенина к животным)

Это было в Москве в 1921 году. В солнечное утро иду по Тверскому бульвару.Вижу-на скамейке сидит развалясь молодой человек и рассеянно крошит воробьям большой кусок белого пшеничного хлеба.
Останавливаюсь удивленный и возмущенный. Тогда в Москве каждый кусок хлеба был на счету, москвичи по карточкам получали сто граммов ржаного хлеба в день…
- Не находите ли вы,- обратился я к молодому человеку,-что это слишком раскошное угощение для таких бездельников , как воробьи?
- -Не волнуйтесь,- с приятной улыбкой ответил мне незнакомец,-этот хлеб я получил из деревни, от родных…Если угодно, поклюйте и вы, пожалуйста!
С этими словами он вытащил из кармана еще один кусок хлеба и протянул его мне.
Такое щедрое и непринужденное хлебосольство растрогало меня.Я присел рядом, и мы разговорились.Очень скоро выяснилось, что я имею дело с поэтом Сергеем есениным, который в то время был уже довольно известен.
Тогда я не придал никакого значения тому,что застал его наедине с воробьями.только впоследствии , вспоминая об этом, я понял,что здесьдело было не в случайности и что в этом проявилось свойственное Есенину стремление к общению с животными.
Но и тогда. Сидя с ним рядом, я обратил внимание на одно любопытное обстоятельство.
Всем известно. Что воробей-очень пугливая и осторожная птица и к этой осторожнояти приучила его городская жизнь, близость к человеку, у которого вошло в привычку причинять животным зло.Между тем воробьи, которых угощал Есенин, как-то слишком безбоязненно клевали у самых его ног, а некоторые даже вспархивали к нему на колени…
Скажу про себя-спустя несколько минут разговора я тожк почуствовал какое-то необыкновенное доверие к поэту, хотя говорили мы о самом обыкновенном и в его словах нельзя было отыскать ничего такого, что должно было бы вызвать у меня безотчетную симпатию.
Между прочим, выяснилось, что мы живем поблизости друг к другу, как-то так получилось, что мы обменялись адресами и стали встречаться.
В те годы я дружил с знаменитым дрессировщиком животных, цирковым артистом Владимиром Леонидовиче с Дуровым, у которого был большой зверинец на улице Божедомке .Узнав об этом, Есенин выразил свое желание навестить Дурова.
Мы ходили по комнатам зверинца и видели множество самых разнообразных животных, от слона до мышонка. Они жили в клетках, испытывая всю горечь неволи.
-За что он их так мучает?- донесся до меня недовольный шепот Есенина, хмурое его лицо выражало страдание.
Оживился и повеселел он, когда познакомился с обезьянкой Гашкой, которая жила на свободе. Увидав Есенина, Гашка сразу полюбила его, сидела у него на плече ,гладила золотистые волосы, доверчиво и ласково заглядывала ему в глаза и очень была огорчена, когда увидела, что этот добрый и внимательный к ней человек собирается уходить.
Поведение обезьянки удивило и Дурова. В следующий мой визит к нему он стал расспрашивать: кто такой Есенин, откуда он родом, какого происхождения и.т.д.
-Я спрашиваю об этом потому,- объяснил он,- что Гашка, в общем весьма нелюдима и у нее довольно своеобразный выбор, когда она хочет с кем-нибудь подружиться….
…Впоследствии я много раз убеждался. Что Есенин не только уделял животным особое внимание, но и как-то по своему понимал их, общался с ними не так как другие.
Когда я близко познакомился с поэтом. Мне пришла в голову мысль о том, что с животными его роднит ему самому свойственные простодушие и незащищенность.
Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях(«Корова», «Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка», «Собаке Качалова» и др.)
Кончу о Барбосе. В декабре1924 года поэт уехал в Батум,Я часто получал от него письма, а пес скучал,не находил себе места.Он часто подолгу смотрел мне в глаза, будто справшивая: куда же делся его друг?
Сидел я как-то дома и читал письмо,только что полученное из Батума.Барбос подошел ко мне, понюхал письмо и тотчас пришел в необычайное волнение.По простоте душевной я решил,что если его тончайшее обоняние уловило исходящий от письма единственный в мире, не похожий ни на какой другой запах близкого человека,значит, и этот человек находится где-то по близости.
Барбос стал бегать по квартире,выскочил через окно первого этажа на улицу, обнюхал каждого прохожего.Но друга не было.
И пес затосковал.Он до такой степени отдался тоске, что перестал есть и пить, не обращал внимания на зов.Выл по ночам…
Спустя неделю мы похоронили его на горе, под большим камнем, на котором по вечерам любил сидеть есенин и любоваться распластавшимся внизу пестрым и горластым городом…
В Батуме местные культурные силы решили организовать в городском театре концерт с выступлением Есенина. По городу были расклеены афишы. Вечером театр был набит битком… открылся занавес. На авансцену вышел поэт- синеокий, златовласый, изящный, в светло-сером костюме. Чуть опустив голову, развел руками и стал читать одно из своих хватающие за сердце стихотворений, но не успел он прочесть и десяти строк, как из-за кулис показался рыжий пес….он деловитой походкой приблизился к поэту, поднял заднюю ногу, и через секунду правая сторона светло –серых брюк стала, как говорится «хоть выжми»…..зал грохотал от веселого , неудержимого смеха. А Есенин, … с растерянной улыбкой на лице БЕРЕЖНО поднял собаку с полу и понес ее за кулисы. Стр 399 .Есенин и современность 1975 год Москва. «Современник».

Икос 5
*Дата Богослужения на которое был приглашен Есенин в Феодоровский собор Царского Села 5 января 1917 год . стр 95-книга братьев Куняевых «Сергей Есенин. Жизнь замечательных людей».издание Москва.
Молодая гвардия. 2005 год

** « Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.»
1921
…Мир вам ,рощи, луг и липы,
Литии медовый ладан!
Все приявшему с улыбкой
Ничего от вас не надо.
1916
…Приемлю все.
Как есть все принимаю…
«Русь Советская»

*** Душа грустит о небесах
она не здешних нив жилица….
1919

**** Может быть, к вратам Господним
Сам себя я приведу.....(стихотворение «Серебристая дорога. Ты зовешь меня куда?)

Все стихотворные строки принадлежат С. А. Есенину
Кондак 6
*Только в 1966 году выяснилось, что уже после октябрьской победы большевиков,14 декабря(по старому стилю)1917года Есенин подписал в Царском Селе клятвенное обещание на верность Царю. Ни Государя, ни его семьи в то время в Царском Селе уже не было….Ровно через восемь лет 27 декабря (14 декабря )1925года по старому стилю поэт был убит. Стр50 книга «Златоглавый. -тайны жизни и гибели Сергея Есенина»Натальи Сидориной. издательство «Янтарный сказ» 2005 год.
Клятвенное обещание на верность службы
Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хощу и должен ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, своему истинному и природному Всемилостивейшему ВЕЛИКОМУ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, Самодержцу Всероссийскому и законному ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Всероссийского престола Наследнику верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего до последней капли крови, и все к высокому ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности
исполнять, ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Государства и земель ЕГО враг<ам> телом и кровию, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление и во всем стараться споспешествовать, что к ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. Об ущербе же ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать потщуся и всякую вверенну вверенную тайность крепко хранить буду, а предпоставленным надо мною начальникам во всем, что пользе и службе Государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание и все по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против службы и присяги не поступать; от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду, и во всем так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному надлежит. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение сей моей клятвы, целую слова и крест Спасителя моего. Аминь.

Присягу приняли: рядовой Евгений Фохт, рядовой Сергей Есенин, Николай Павлов, Иван Блинов, Иван Алексеев, Иван Табунов, Иван Подгорнов, Тимофей Клопов, Александр Захарченко, Михаил Ив. Хвостенко. 14 декабрь 1917 г. К присяге приводил Протоиерей

Влад. Кузьминский.

 

Икос 6

*-Я Божья Дудка,-ответил поэт. Стр 243 из книги Н. Сидориной «Златоглавый.Тайны жизни и гибели Сергея Есенина.»2005год. издательство «Янтарный сказ».Калининград.

 

**Жизнь моя за песню отдана.(исправленная 2 строчка стихотворения:

Голубая да веселая страна.

Честь моя за песню продана. Исправлено на Жизнь моя за песню отдана.

Стих. От 8 апреля 1925 года

 стр 173,296(примечание 7).исправленный текст стихотворения- в фондах есенинского музея в Константинове. из книги Н. Сидориной «Златоглавый.Тайны жизни и гибели Сергея Есенина.»2005год. издательство «Янтарный сказ».Калининград.

 

 

 

 

***из письма Н. Клюева:   28  января 1922 год

                  Облил я слезами твое письмо и гостинцы, припадал к ним лицом своим, вдыхал их запах, стараясь угодать тебя теперешнего. Кожа гремучей змеи на тебе, но она .я верую, до весны, до апреля урочного.

                 Человек, которого я послал к тебе с весточкой, повелел мне не плакать о тебе ,а лишь молиться .К удивлению моему, как о много возлюбившем…

                Семь покрывал выткала Матерь- жизнь для тебя, чтобы ты был не показным ,а заветным,Камень драгоценный душа твоя, выкуп за красоту и правду родимого народа, змеиный калым за Невесту- песню.

                     Страшная клятва на тебе, смертный зарок! Ты обреченный на заклание за Россию, за Ерусалим, сошедший с неба. Молюсь лику твоему невещественному.

                               Много слез пролито мною за эти годы. Много ран на мне святых и грехом смердящимх, много потерь невозвратных, но тебя потерять-отдать Мариенгофу ,как сноп васильковый, как душу сусека, жаворонковой межи, правды нашей, милый, страшно, а уж про боль и скорбь говорить нечего.

                Но мир , мир тебе ,брат мой прекрасный! Мир духу,мир крови и костям твоим!!

Ты победил пиджачных бесов,а не убежал от них, как я, -трепещущий за чистоту риз своих.

Порывая с нами Советская власть порывает с самым надежным, с самым глубоким в народе. Нам с тобой нужно принять это как знамение- ибо лев и голубь не простят власти греха ее..Лев и голубь знаки наши. Мы с тобою в львино-голубинности.Не согрешай же Милый, в песне проклятиями, их никто не слышит…

Я целые месяцы сижу на хлебе напополам с соломой, запивая его кипятком, бессчетные ночи плачу один одинешенек и прошу Бога о непостыдной  и мирной  смерти…

Каждому свой путь и гибель!..

Покрываю поцелуями твою «Трерядницу» и «Пугачева»…

Брат мой пишу тебе самые чистые слова, на какие способно сердце мое…

Радуйся, возлюбленный.красоте своей,

Радуйся, Обретший жемчужину родного слова,

Радуйся закланию своему за мать-ковригу. Будь покоен и счастлив.

                   Твой брат и сопесенник .(напечатано в сокращении)

 

Кондак 7

В 1922 году при въезде в Америку на рядовой вопрос ,который задавался всем въезжающим : «Веруешь ли в Иисуса Христа Сына Божия?»С.А. Есенин ответил утвердительно.

Письмо А.М. Сахарову 5июля 1922 год

Что сказать мне вам об этом ужасном царстве мещанства. которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь ничего нет, здесь жрут, пьют и опять фокстрот.

Человека я пока еще не встречал и не знаю ,где им пахнет. В страшной моде Господин Доллар, а на искусство начихать, самое высшее мюзик-холл…Пусть мы нищие ,пусть у нас голод ,холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину.

Из письма Мариенгофу сентябрь 1922 год

Знаете ли Вы ,милостивый Государь ,Европу?

Во-первых Боже мой, такая гадость, однообразие, такая духовная нищета, …

 

 Икос 7

С 1917 по 1922 год было расстреляно 40000 священников -из книги Эдуарда Хлысталова « Тайна гибели Есенина.Записки следователя из Англетера».2005. Москва.Яуза. Эксмо.

из воспоминаний И.И. Старцева -" Мои встречи с Есениным"

..летом 1924 года умер Ширяевец. Придя ко мне с этой печальной вестью, Есенин повалился на диван, разрыдался, заметив сквозь слезы:

-Боже мой, какой ужас! Пора и мне собираться в дорогу!

Утром он попросил нашить на рукав траур. Собрал на похороны Ширяевца всех близких знакомых,

пригласил священника.(1924 год) 

 

 

Кондак 8

 

      *        ВЬЮГА НА 26 АПРЕЛЯ 1912 г.

 

               Что тебе надобно, вьюга,

               Ты у окна завываешь,  

               Сердце больное тревожишь,                                                                     

               Грусть и печаль вызываешь.

 

               Прочь уходи поскорее,

               Дай мне забыться немного,

               Или не слышишь - я плачу,

               Каюсь в грехах перед Богом…

 

Ты прости ,что я в Бога не верую

Я молюсь ему по ночам, так

мне нужно,-

И нужно молиться…1925 год

 

«В стихах Есенина… мы часто встречаем беспощадное самобичевание.Боль и горечь были источником «Москвы кабацкой», которая вызвала в последующем творчестве Есенина целую тему-тему покаяния. Она приняла у него чисто русскую форму: как в старой Руси согрешившие и  заблудшие  , выходили на площадь, становились в грязь на колени и каялись перед народом ,так Есенин каялся…»стр 216 из книги Е.Наумова «Сергей Есенин.Личность. Творчество.Эпоха.»Лениздат 1973 год.

 

, **...Хорошо им стоять и смотреть,

Красить рты в жестяных поцелуях, -
Только мне как, псаломщику петь

Над родимой страной аллилуйя.

Оттого-то в сентябрьскую склень

на сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью ягод рябина…

*из "Сорокоуста" С.А. Есенина

 

 

  Икос 8

 *Я ношу цилиндр не для женщин
С глупой страстью в сердце жить не в силе
В нем удобней грусть свою уменьшив
Золота-овса давать кобыле
Средь людей я дружбы не имею
Я другому покорился царству…
С.А. Есенин. 

 

**  В маленькой мертвецкой, у окна

золотая голова на плахе,

полоса на шее не видна,

только кровь чернеет на рубахе.» 

В. Князев(находился у тела поэта в морге Обуховской больницы)

Стр. 18 из книги Э .Хлысталова  «Тайна гибели Есенина. Записки следователя из Англетера»2005. Москва. Яуза. Эксмо.

 

 

 

 

Икос 9

*Как перечитывал в 1918 году Сергей Есенин хорошо знакомые ему страницы Книги Иеремии? Одному будущему своему мемуаристу С. Е. говорил: "Школу я кончал церковноприходскую, и нас там этой Библией, как кашей, кормили. И какая прекрасная книжища, если её глазами поэта прочесть! Мне понравилось, что там всё так громадно и ни на что другое в жизни не похоже. Было мне лет двенадцать — и я всё думал: вот бы стать пророком и говорить такие слова, чтобы было и страшно, и непонятно, и за душу брало. Я из Исайи целые страницы наизусть знал"… Ну, а в Ветхом Завете оба пророка, Исайя и Иеремия, — рядом…

Из журнала  Истина и жизнь   №11 2005 Сергей Есенин:
"Не расстреливал  несчастных по темницам..." Тамара Жирмунская БИБЛИЯ И РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ХХ ВЕКА 

НАЧАЛ драму ПРОРОК.( из письма Есенина к М. Бальзамовой)   -судьба этого произведения Есенина не известна, оно было закончено, однако текст его не разыскан до сих пор. О характере его можно судить по одному из писем Есенина к Г. А. Панфилову: «Благослови меня, мой друг , на благородный труд. Хочу написать «ПРОРОКА», в котором буду клеймить позором слепую, увязшую в пороках толпу. Если в твоей душе  хранятся еще помимо какие мысли, то прошу тебя дай мне их, как для необходимого материала. Укажи, каким путем идти, чтобы не зачернить себя в этом греховном сонме. Отныне даю тебе клятву, буду следовать своему «Пророку».Пусть меня ждут унижения, презрения ссылки. Я буду тверд как мой пророк, выпивающий бокал полный яда, за святую правду с сознанием благородного подвига».стр 282 книга «Есенин и современность». Москва.»Современник»1975 год.

** Есенин пишет "Инонию" (январь 1918 года). Поэма посвящена древнееврейскому пророку Иеремии. Должно быть, не случайно… Я перечитала Книгу Иеремии и Плач Иеремии, входящие в Ветхий Завет. Трудное чтение. Как-никак две с половиной тысячи лет с тех пор мелькнуло. Всё должно было, по мнению прогрессистов, измениться коренным образом в лучшую сторону. Многое на поверхности человеческого бытия изменилось. Но не всё! Диалог Бога и человека напряжён по-прежнему. Если не стал ещё напряжённей.

Начальная глава Книги Иеремии вызывает сочувствие к пророку — он скромен, не хочет пророчествовать: "Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я ещё молод…" Но от него это и не требуется; через него будет говорить Сам Создатель. "…Господь сказал мне: не говори: “я молод”; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдёшь, и всё, что повелю тебе, скажешь…" (1. 6–7).

Пламенные речи Иеремии обращены к его народу. Это призыв к покаянию, к возвращению в родное лоно. Не только обыкновенные смертные, но и цари, князья, священники покинули Бога, источник живой воды, и "высекли себе водоёмы разбитые, которые не могут держать воды" (1. 13). Они совершают возлияния чужим богам, забыли о милости, верят лжепророчествам, не желают знать правды, твердят "“мир, мир!”, а мира нет" (8. 11). Подводится печальный итог: "…ждём времени исцеления — и вот, ужасы" (14. 19).      Если люди не одумаются, их ждёт ещё худшее: "…на земле будет насилие, властелин восстанет на властелина" (51. 46). Но есть и надежда неразумному роду людскому: "Ибо не навек оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей (…) Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои" (Плач 3. 31–32; 38–39).

Задержался ли С. Е. взглядом на 18-м стихе 13-й главы: "Скажи царю и царице: смиритесь, сядьте пониже, ибо упал с головы вашей венец славы вашей"? Царская фамилия перед самой войной и революцией приоткрыла для него двери. Побывал он у царицы Марии Фёдоровны, читал свои стихи, удостоился отклика: стихи, сказала, красивые, но очень грустные. Не стушевался, нашёлся с ответом: вся Россия — такова… Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, причисленная ныне к лику святых, подарила самородку икону его святого: 25 сентября, по-старому, — преставление преп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, а Сергей родился 21 сентября…Но вот уже более полугода, как царская семья сослана; ещё через полгода будет изничтожена и запрятана незнамо где. А огненные строки из Плача Иеремии заставили ли содрогнуться его сердце в предчувствии неизбежных катастроф: "Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подаёт им. / Евшие сладкое истаевают (так в Синодальном переводе. — Т. Ж.) на улицах; воспитанные на багрянице жмутся к навозу. / Князья (…) были телом краше коралла, вид их был, как сапфир; / А теперь темнее всего чёрного лице их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево (…) Рабы господствуют над нами, и некому избавить от руки их" (4. 4–5, 7–8; 5. 8)?..Нет, не сочувственный вопль вырывается у Есенина. Поэма "Инония" — совсем о другом.     Инония — потому что в ней всё иное.»

Из журнала  Истина и жизнь   №11 2005 Сергей Есенин:
"Не расстреливал  несчастных по темницам..." Тамара Жирмунская БИБЛИЯ И РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ХХ ВЕКА   

Кондак 9

*Но и поняв, я не приемлю

Ни тихих ласк, ни глубины-

Глаза, увидевшие землю,

В иную землю влюблены.

С.А. Есенин 1916  (стихотворение «опять раскинулся узорно…»)

 

  …С ужасом, как будто он существо с другой планеты,отшатывается поэт от земной, плотской  «правды»,завязанной на продолжении рода:

Да! Есть горькая правда земли,

Подсмотрел я ребяческим оком

Лижут в очередь кобели

Истекающую суку соком

Видимо действительно по словам отца,  « не такой был, как все», был  «Бог знает кем», если обычное для деревенского мальчишки зрелище собачьих свадеб,….произвели на заре жизни поистине потрясающее впечатление на его особую душу. Деревенская  жизнь вообще в этом смысле гораздо более естественна:…Она далека от книжного целомудрия.

Однако то, что обычно и естественно для других, для него было  «горькой правдой земли», ее страшной и неприглядной тайной. Его отвращение к плотской стороне жизни порой достигает такой степени, что он кажется существом, заброшенным к нам из другого мира, ангелом, вынужденным жить по грешной  и горькой «правде земли»,мучающимся от людской греховности.

   Словно понимая , что он не в силах одухотворить, высветлить, принять грешные, темные стороны земного бытия, поэт преводит их в  «бесстрастные» образы  изначально безгрешной растительной жизни, окружающей его:

Хороша ты, о белая гладь!

Греет кровь мою легкий мороз!

Так и хочется к телу прижать

 Обнаженные груди берез.

О лесная, дремучая муть!

О веселье оснеженных нив!..

Так и хочется руки сомкнуть

 Над древесными бедрами ив.

 

Попыток  высветления грешной человеческой сущности( особенно в тех стихах, которые называются «стихами о любви») у Есенина столько, что поневоле закрадывается мысль о том, что натура поэта вообще была создана не для земного, плотского чувства…

Стр481-482 книга «Сергей Есенин. Жизнь замечательных людей» Станислава и Сергея Куняевых. издание 2005. Москва. Молодая гвардия.

 

 Кондак 10

*См главу16 : « Защитник образа Христа»    Книга   Виктора Кузнецова «Есенин.Казнь после убийства».2006год издания.изд. дом «Нева» Спб,Москва.

Архив «Литературная Россия» №47. 24.11.2000  «Защитник Христа» В. Кузнецов.

Смотри стихотворение Сергея Есенина:  «послание евангелисту Демьяну»-авторство доказано!

В 1999 году в журнале «Нева» №10 появилась статья Михаила Эльзона «Взыскующая тень».Он приобрел в антикварном магазине «На Литейном» «послание евангелисту Демьяну»- с подписью Есенина, что подтверждено экспертизой. Стр 168 из книги «Златоглавый» Н. Сидориной. Янтарный сказ. Калининград 2005.

 Икос 10

*см. стихотворение:  «мне осталась одна забава…»

**Сегодня имя Сергея Есенина очищено от скверны. Перед нами предстал великий русский поэт,певец России,ее гордый гражданин,не склонивший головы перед палачами. Стр 330 из книги  Виктора Кузнецова «Есенин.Казнь после убийства».2006год издания.изд. дом «Нева» Спб,Москва.

 

***Он взошел на Голгофу с ясным пониманием своей обреченности и жертвенности. Это было не слабостью обессиленного человека,а подвигом.стр 290

.-из книги  Виктора Кузнецова «Есенин.Казнь после убийства».2006год издания.изд. дом «Нева» Спб,Москва.

 

Кондак 11

* Поэт Василий Князев иронически называл Есенина-Боговидцем…стр207

книга Виктора Кузнецова «Есенин.Казнь после убийства».2006год издания.изд. дом «Нева» Спб,Москва.

 

 Икос 11

*Яков Блюмкин расстрелян 3 ноября 1929 год стр329 книга Виктора Кузнецова

«Есенин.Казнь после убийства».2006год издания.изд. дом «Нева» Спб,Москва.

Известно, что 20 августа 1940 года советский агент Рамон Меркадер ледорубом проломил Троцкому голову…из статьи смерть Троцкого в Мексике(интернет)

 

**В Константинове сестер Есенина называли по –дворовому «монашками»,а его самого

«Монахом».стр99 книга Виктора Кузнецова «Есенин.Казнь после убийства».2006год издания.изд. дом «Нева» Спб,Москва.

У мальчика Есенина было прозвище- Монах.Оно перешло к нему от отца…стр 8 из книги Е.Наумова «Сергей Есенин.Личность. Творчество.Эпоха.»Лениздат 1973 год.

 

*** см.выше   в примечаниях письмо Н. Клюева С.Есенину:   28  января 1922 год

 

Кондак 12

Было время- стихи поэта были запрещены, со всеми вытекающими  последствиями.

Икос 12

*См. стихотворение «Сельский часослов» :
О солнце, солнце,
Золотое, опущенное в мир ведро,
Зачерпни мою душу!
Вынь из кладезя мук
Страны моей.
 
Каждый день,
Ухватившись за цепь лучей твоих,
Карабкаюсь я в небо.
Каждый вечер
Срываюсь и падаю в пасть заката…
 

** см.тропарь общий мученикам:

 

Мученик твой , Господи(Сергий)

Во страдании венец прияша нетленный

От Тебе Бога Нашего,

Имеюще бо крепость твою ,

Мучителей низложи

И сокрушиша демонов немощныя дерзости,

Того молитвами спаси, Спасе души наша.

 

 

 



хотите распечатать?

о творчестве

запись голоса Есенина-6 стихотворений

стихи С,А, ЕСЕНИНА

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz